Путешествуйте с Ефимом Златкиным

Новости туризма
Мерцающие звезды над… вулканом
Нам круизы эти позабыть нельзя
Горящие туры
ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ
Летят перелетные птицы
Туристические маршруты
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Занзибарские рассказы

В Беларуси тема Холокоста остается непознанной…

 

Отрывок из книги: "Белоруссия, ты моя боль и… любовь".

Леонид Смиловицкий - авторитетная и колоритная фигура в историческом мире. Свою диссертацию он защитил в Белорусском государственном университете, в Израиле живет с 1992 года. Доктор исторических наук, старший научный работник Центра диаспоры при Тель-Авивском университете. Сотрудничает с фондом Стивена Спилберга в Лос-Анджелесе, институтом еврейской культуры в Лондоне, институтом изучения Холокоста в Вашингтоне, редакцией Краткой еврейской энциклопедии в Иерусалиме. Автор ряда важных фундаментальных исследований по истории евреев Беларуси до и после 1917 г.


Его книга «Катастрофа евреев в Белоруссии 1941-1944 годах», стала первой научной работой о евреях Белоруссии, написанной на русском языке… Белорусская глава в истории нацистского геноцида евреев Европы до этого не была написана не только в Беларуси, но и за ее пределами. Холокост в Белоруссии был и остается белым пятном в историографии Второй Мировой войны.
Поэтому книга моего земляка Леонида Смиловицкого приподнимает некоторый занавес тайны, может стать началом того большого разговора, к которому я приглашаю своих читателей. Суждения автора могут быть новыми и неожиданными… Порой непривычными в оценках и даже… резкими. Но это право ученого, исследователя. Даже, если в чем–то с ним не согласны, вы получили большее: прекрасную историческую работу! Первую в подобном плане.


Работая над книгой, автор опирается на документальные источники и архивные документы. И свой вывод делает только на их основании. Поэтому в предвзятости заподозрить его нельзя никоим образом…
В социальных сетях можно ознакомиться с этой книгой Леонида Смиловицкого, а также с другими его работами такими же глубокими и содержательными. Возможно, вам повезет, как мне, стать обладателем книги «Катастрофа евреев…», которую бы я отнес к категории исторических бестселлеров. А сегодня предлагаю вам интервью с тонким, наблюдательным человеком, историком Леонидом Смиловицким.


Каждая минута у него на учете. Договариваясь о встрече, он мне сообщил не только день и час, когда мы можем побеседовать, но даже и минуты… В рабочем кабинете - снизу доверху книги, папки с архивными материалами, разработками, набросками будущих статей. Доктор наук Смиловицкий - в поиске новых фактов и документов о Катастрофе еврейского народа. Пожелаем ему большого успеха в этом благородном деле и высокой оценки его деятельности не только нами, современниками, но и будущими потомками!
Итак, наше интервью.

- В пригороде Берлина в январе 1942 года проходила Ванзейская конференция с участием высшего фашистского руководства страны. На ней определили программу Холокоста еврейского населения Европы, утвердили список евреев во всех странах, подлежащих уничтожению. Когда я посетил существующий теперь в Ванзее музей, меня поразил педантичный список будущих жертв. Албанские евреи не думали о смерти, а их всех 200 человек уже приговорили к ней, в Белоруссии -446.484 человека, на Украине - 2.994.684…
Уже вовсю шло массовое уничтожение евреев. Но до уничтожения 6 миллионов было еще далеко. Неужели нельзя было еще что-то сделать, чтобы остановить запущенную машину для убийства целого народа?

- На мой взгляд, уже было нельзя. Объясню. На Нюрнбергском процессе все спустили на тормозах. Судили нацистскую Германию. Она, конечно, главный виновник в развязывании Холокоста, уничтожении миллионов евреев. Но виновна не только одна… Германия. А вот об этом, давайте вернемся к концу нашего разговора….


- Согласен. Тогда, что известно сегодня и не известно о Катастрофе евреев Белоруссии?
- Все, что было известно предыдущим поколениям о происшедшей трагедии, для молодежи - это белый лист бумаги. Поэтому с каждым новым поколением нужно начинать все сначала… Но не возвращаться к той точке, откуда начали, а рассматривать, что сделано до нас. Что известно и не… известно. Если на обыденном уровне рядовому читателю или зрителю что–то не известно, это не говорит, что не известно… для историков. Очень… исторически мы должны относиться к Катастрофе. Эмоции здесь плохой советчик, за основу следует брать факты и обстановку тех времен.

Начнем с фундаментальных вещей: отношение властей к еврейскому вопросу и, вообще, к евреям. Кем себя они ощущали перед войной? В начале войны? Советскими гражданами? Или евреями? Почему государство не выделило их в группу риска?
На эти вопросы, короткие ответы:
1. Евреи ощущали себя советскими гражданами.
2. Ни в какую группу риска их не включали и не собирались.
3. Большинство людей вынуждено было выбираться из прифронтовой полосы самостоятельно. В первую очередь власти спасали материальные ценности, государственное имущество, а не людей… Отсюда и такие жертвы…
А дальше продолжим следующую мысль: Почему трагедия евреев не стала известна после окончания войны?


- Что же, давайте поразмыслим?
- Поразмыслим! С одной стороны, не стало евреев. Просто физически их не стало, и некому было заявлять о прошедшей трагедии во весь голос. А с другой стороны, для властей было очень неудобно говорить о трагедии евреев. Потому, что сразу возник бы вопрос, как же случилось: что целый народ бросили на произвол судьбы? И какова тогда цена Победы?
Как только о ней начинали бы разговор, мгновенно бы возникал РАЗГОВОР О ПИРРОВОЙ Победе… Победа не может быть любой ценой! Если народ исчез, то нельзя говорить о том, что кто-то победил, или проиграл… Более того, после войны с евреями не считались: их не слушали, они потеряли право голоса, право своего выражения и свое мнение… Поэтому настоящий разговор о том, что же все-таки было на самом деле, стал возможен только после распада Советского Союза и обретения Белоруссией независимости в 1991 г.


- И?
- Возникла очень удобная ситуация, когда за все грехи советской власти никто не брал ответственность. В том числе и новое белорусское государство. Говорите все, что хотите, но не мы участвовали в расстреле евреев, защищают свои позиции в Беларуси. С этим можно поспорить, ибо документы свидетельствуют о том, что здесь было 100.000 пособников нацизма. Вдумались в эту цифру? 100.000 тысяч!

После 1991 года открылись архивы, упразднили Спецхран. Материалы Чрезвычайной комиссии по расследованию нацистских преступлений на оккупированной территории Советского Союза и Белоруссии перевели из архивов КГБ на открытое хранение в Национальный архив Белоруссии. Они были скопированы и увезены в Израиль, другие в университеты Европы и Америки. Историки, исследователи получили, наконец, возможность проанализировать приказы, картотеки, переписку Центрального Штаба партизанского движения, короче, всю документацию. Самый верный и первозданный материал, который так ждали специалисты для обобщения, анализа, статистики, выводов появился в наших руках.


- Возникла возможность конкретного разговора на конкретную тему? Обнаружить, так называемые «белые пятна» Катастрофы?
- Да! Самое главное, и я настаиваю – на этом, заключается в том, что трагедия евреев Белоруссии является составной частью ее трагедии в целом. Но от этой точки зрения в республике отказываются. От такого вывода уходит современная белорусская историческая наука. Белорусские историки отказываются признать, что геноцид и террор - это разные понятия. И это, конечно, не случайно. Мол, белорусов убивали тоже… А я вам скажу, что белорусов никогда не убивали по национальным признакам. Ни за одним из них не охотились, как за евреями. Ни одного из них не ставили к стенке только за то, что они белорусы… Такого никогда не было! Если и расстреливали нацисты белорусов, то только за связь с партизанами, подпольщиками, как врагов своего режима, как своих противников… По отношению к ним они использовали террор: политику выжженной земли, лишение материальной базы, акции запугивания… Но только не геноцид!

То, что в русскоязычной, и в том числе белорусской историографии, даже не понимают понятие «Холокост», видно на примере, что это слово пишут с… маленькой буквы. Знаете, какое находят объяснение? Если слово «геноцид» пишется с маленькой буквы, тогда почему Холокост должны писать с большой? Наши коллеги на постсоветском пространстве не понимают сути проблем, или понимают, но не принимают… Поэтому в двух словах: геноцид - понятие абстрактное, которое имеет разные этапы, разное отношение к разным историям, разным народам.
Холокост - это не абстрактное понятие, он говорит об исчезновение целой цивилизации, уничтожении конкретного народа по конкретной концепции. И это не сопоставимо с геноцидом!
Англичане, которые очень скрупулезны в таких вопросах, давно поняли разницу двух слов. Не зря на английском языке слово «Холокост» пишут с большой буквы…. А «геноцид» - с маленькой


- Что же есть в активе историков, исследователей, энтузиастов?
- Собран фактический материал, записаны свидетельства людей, у которых раньше никто ничего не спрашивал, открыты архивы, проводятся исследования. Идет обобщение и осмысление Катастрофы.

Но… необходима государственная политика и поддержка белорусских историков. Без нее невозможно двигаться дальше в этом направлении. Могу констатировать, что историей Катастрофы в Белоруссии занимаются единицы. Одни из них - самоучки, другие - ученые. Но те и те - одиночки… Чтобы их всех пересчитать, достаточно пальцев одной руки…
В плане разработок Академии наук Белоруссии, нет тем по истории Катастрофы, она не проходит по другим научным программам, в школьных учебниках ей отведено не более одного абзаца… В Белоруссии тема Холокоста для массового сознания остается непознанной.


- Есть ли какая разница в подходе к Катастрофе, когда Белоруссия входила в состав СССР и теперь, когда является самостоятельным государством?
- Разница только в том, что нет никакого запрета на изучение Катастрофы. Но проекты на ее разработку не финансируются, не выделяются стипендии, гранты… Хотите - за свой счет занимайтесь исследованием этой темы, не хотите - не занимайтесь ... Поэтому в Белоруссии за последнее время по истории Катастрофы защищены всего две-три диссертации.
До сих пор здесь существует концепция о том, что история Великой Отечественной войны - это героическая, а потом уже трагическая история. Позвольте эти слова переставить… местами. Война – это, в первую очередь, трагедия, а не героизм. Честно говоря, я меньше всего думал, о том, что в Израиле буду заниматься историей войны, которая изложена нашими ветеранами, прилизана редакторами, вычищена цензорами, а на вершине -победы… за победами.

Когда в Израиле мне стали известны закрытые ранее архивные данные, совсем другие концепции, иной подход к прошедшей войне, я понял, что мы стоим в начале горы, на которую еще нужно взобраться… Мое мнение: все, что происходило во время войны, нужно рассматривать конкретно исторически.
Давайте обсудим отношение белорусов к политике нацистского геноцида. Природа человеческой психики, сознания и поведения далеко не изучена. Прямыми соучастниками преступлений нацистов в Белоруссии было 100.000 человек! Помните, эту цифру я уже называл… А кто считал тех, кто за корову, огород, хату, платок, да иногда просто ни за что, выдавал бежавших из-под расстрела евреев? Белорусы до войны жили бедно, как говорят, перебивались с хлеба на квас. Почему бы не поживиться еврейским имуществом? Прозеваешь, оно достанется другим.
- Ис-с-ак, оставь мне ко-ро-ву, ост-авь! Мы же с тобой соседи, - кричал в колонну уходящих евреев на расстрел, один из белорусов (этот факт зафиксирован).

Этот сосед-белорус и не думает спасать еврея, да и не может, а вот добро его, как и другие, он не хочет прозевать… Тех же, кто каким–то чудом выживали во время расстрелов, сдавали немцам. Не потому, что ненавидели евреев, просто не хотели, чтобы оставались свидетели. Чтобы спасшиеся не рассказывали о грабежах... Вдруг придется отвечать за них, а шубейку возвращать. Поэтому и выдавали, и добивали, как будто без злого умысла… причем тут антисемитизм, это заурядный криминал.
Белорусы и русские через родных, служивших у немцев, заранее узнавали о намечавшейся акции и ожидали, когда можно будет присвоить имущество соседей. Крестьяне из окрестных деревень дежурили в прилегающих к гетто кварталах. После грабежа немцев и полицейских в еврейские дома врывалась толпа. Растаскивали мебель, выламывали двери, рамы, окна. Дома разбирали по бревнам. И так было повсеместно…

Проблема изъятия еврейской собственности и ценностей продолжает оставаться неизученной стороной Катастрофы. Даже сегодня, через 70 лет после войны!
В то же время была и другая Белоруссия. И другие люди, которые, наблюдая за гибелью своих соседей, не стояли перед выбором: помочь или не помочь. Каждому из них было хорошо известно, что это… смертельно опасно. И находились белорусы , которые вопреки логике спасали евреев, совершая человеческий подвиг! Благодарная еврейская нация учредила для таких людей Звание Праведник народов мира. Оно не только почетно, но и дает право на репатриацию в Израиль, со всеми вытекающими правами, включая предоставление гражданства! Причем не только для самих спасителей, но и для членов их семей – родителей, родных братьев и сестер, детей. Другими словами, для всех, кого бы нацисты расстреляли в случае обнаружения предоставления помощи еврею (евреям) в их доме.

Каждый случай спасения – не повторим! На оккупированной территории бежать было некуда. Среда оставалась враждебной и нацисты это понимали. Поэтому гетто маленьких местечек охранялись только для виду. Евреи все равно не разбегались. Много было гетто «открытого типа», то есть без охраны и колючей проволоки. Просто переселили обреченных на одну улицу для того, чтобы удобнее было приглядывать. Не кормили, не поили, не оказывали медицинских услуг … Поиски продуктов питания становилось заботой самих узников. Не справился – умер от голода. Спасали старые связи, товарообмен, на который белорусская полиция смотрела сквозь пальцы. Им тоже перепадало, и не мало.

За пределами гетто было более опасно. В лесу? Тоже была опасность от разных банд… На оккупированной территории без помощи местного населения, не смог бы выжить не один еврей! Ни один! Это я говорю со всей ответственностью! Выжили тысячи!
Только из минского гетто спаслись 10. 000 евреев! Они ушли в партизаны, воевали, мстили врагу. Это немного, всего десятая часть от 100.000 белорусских евреев, уничтоженных в минском гетто. Но были спасенные и из других гетто, из городов, местечек.


- Вы хотите сказать, что никто из них не остался бы в живых без помощи белорусов?
- Никто! Но это только часть правды! Евреев спасали также местные жители из числа фольскдойч, т.е. немцев, которые раньше жили в Белоруссии. Евреям помогали и спасали некоторые немецкие военнослужащие, христианские верующие. Ну и самое главное, что евреи не ждали покорно смерти. Они были борцами, о чем сейчас мало кому известно!


- Иначе складывается мнение, что евреи шли на убой, как овцы…

- Такое мнение у некоторых существует. Но это не верно. Вот несколько примеров на этот счет. Узники минского гетто укрывали в своих госпиталях раненых партизан-белорусов и русских, меняя в документах их имена на еврейские. Степан становился Хаимом, Андрей - Янкелем… Узник гетто, которого звали Гедалий, вывез из концлагеря старшего лейтенанта русского Семена Ганзенко в мусорном ящике. Потом с помощью проводников гетто Семена отправили в лес, где он возглавил партизанский отряд имени Буденного, а комиссаром отряда стал Наум Фельдман, один из руководителей подпольной организации гетто. Кстати, позже этот отряд вырос в партизанскую бригаду имени Пономаренко. Вот во что вылилось спасение евреем Гедалием советского офицера


- Находясь в смертельной опасности, надеясь на помощь других, евреи сами спасали этих других?

- Невероятно, но таких фактов много. Вот еще! Летом и осенью 1941 года через Минск вели многочисленные колонны советских военнопленных. Их маршрут проходил через территорию гетто. Еврейские подростки приоткрывали калитку проходного двора и, если охрана не имела собак, зазывали к себе людей. В гетто снабжали пленных документами, одеждой, делились продуктами и через развалины выводили на другую сторону улицы. Так было спасено несколько десятков военнопленных.
Из бежавших узников Минского гетто, еврейский семейный партизанский отряд создал Шолом Зорин. В составе отряда было 137 человек боевой роты и 420 стариков и детей. Тувия (Анатолий) Бельский вместе со своими братьями организовали побеги узников из целого ряда гетто Западной Белоруссии. Летом 1944 года в отряде было более 1200 человек, из них свыше 70 процентов – женщины, старики и дети, которые были обречены на оккупированной территории. Этот еврейский партизанский отряд был грозной единицей. Он часто показывал свои зубы, когда кто-то вставал на дороге. Расправлялись со всеми жестоко и бескомпромиссно! На базе семейного отряда братьев Бельских сформировали боевые партизанские отряды имени Калинина и Орджоникидзе.
Евреи-партизаны пускали под откос эшелоны противника, убивали власовцев, полицейских, немцев. В июле 1944 года братья Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев.


- Кстати, бабушка и дедушка Джареда Кушнера, зятя вновь избранного президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа, также бежали из Новогрудского гетто, не исключено, что и они побыли в отряде Бельского?

- Почти весь отряд Бельского в конце войны перешел границу с Польшей, в Белоруссию они уже не вернулись. Уехали в Израиль, позже - в Америку. Дети бежавших узников из Новогрудского гетто приезжают в Белоруссию, помогают в установлении памятников, укрепляют дружеские связи со страной своих предков. Внук евреев, бежавших из гетто, стал зятем американского Президента. А чему вы удивляетесь? В Америке все возможно! Это, во-первых, а во-вторых, кто сегодня Джаред Кушнер? Преуспевающий бизнесмен, еврей, глубоко соблюдающий все традиции. Откуда это у него? От бабушки и дедушки, которые передали внуку любовь к народу Израилеву.


- В Минске уничтожили более 150. 000 евреев. На чьей они совести?
- На совести нацистов и советского руководства, которое бросило своих граждан…Уничтожение евреев на всей территории Белоруссии осуществлялось планомерно. И об этом долгое время… молчали. Физическая Катастрофа продолжалась духовной. Как будто и не было трагедии еврейского народа: о ней не писали, не говорили… Что же касается братских могил, в большинстве случаев в которых были захоронены евреи, то к ним было завуалированное отношение. Если написать, что жертвы именно евреи, значит ответить на неудобный вопрос: почему столько много таких братских могил? Не лучше ли, прикрываясь общими словами о всенародном горе и интернационализме, все это как-то замаскировать? Так и сделали… Поэтому, почти везде на всех памятниках написано: «Советские граждане…», аргументируя это тем, что среди расстрелянных были и партизаны, красноармейцы, короче, борцы с фашизмом… Все это так, только их процент в братских могилах был очень низким…
Советская политика строилась на безальтернативной основе. На местах делали только то, что говорили свыше. Инициатива была… наказуема!


- А в сегодняшней Белоруссии?
- Инициатива в Белоруссии не наказуема, но… не предсказуема. Не известно, как власти к ней еще отнесутся. Отсутствие государственного участия, даже в небольших проектах, это как раз и характеризует современную Белоруссию. Хотите что-то сделать по улучшению памятников на еврейских могилах - пожалуйста. Но местные бюджеты на эти расходы не предусматривают ни копейки… Если собрали определенную сумму - отчитайтесь за нее, иначе вас могут привлечь к ответственности за какое-то нарушение…
Белоруссия не учитывает опыт стран Прибалтики, Молдавии, в Украине, России по сохранению еврейских памятников и их содержанию, где выделяют на это средства из государственного и местного бюджета. В Белоруссии существует концепция, что белорусы не причем. Евреев убивали немцы, а коль так, то никакой вины нет. Зачем же тратить деньги?

Убивали и белорусы. Для проведения крупных акций специальные расстрельные команды действительно приезжали из Прибалтики, Украины. А вот в маленьких городках и местечках обходились силами местных полицейских. Но, если сравнивать с положением в других оккупированных областях СССР, то в своей массе население Белоруссии сохраняло равнодушный нейтралитет. Сохранились немецкие докладные в Берлин, где начальники жалуются, что не выходит «раскачать» белорусов на активное участие в антиеврейских погромах. И это не случайно. Исторически сложилось, что положение евреев и белорусов, начиная с царских времен, было тождественно в имущественном и правовом плане. Они подвергались одинаковому унижению и гонениям, как со стороны поляков, когда Белоруссия входила в состав Речи Посполитой, так и русских, когда была частью Российской империи… Белоруссия была постоянным проходным двором из Европы в Россию. Все, кто шли через него, убивали и сжигали на своем пути. Здесь постоянно жили в стадии выживания, о какой государственности белорусы могли думать?


- Объединяла одна беда?
- Между евреями и белорусами не было глубоких конфликтов, противоречий, религиозных распрей… Им не было что делить друг с другом, в местечках две культуры не враждовали, а сотрудничали… Все это наложило неизбежную печать на отношение между двумя народами. Почему говорят, что белорусы толерантные, с ними приятно иметь дело, что они не конфликтные? Да потому, что белорусы согласны на все, только, чтобы не было войны…


- Этот взгляд существует и сегодня?
- Существует и еще как работает! Народ продолжает жить в режиме выживания. Когда анализируешь все это, понимаешь, что Холокост - это не примитивная, упрощенная проблема. В ней - громадный комплекс человеческих отношений!
Есть два вида памяти - народная и научная. Для того, чтобы обоснованно говорить о больших вещах, таких как трагедии целого народа, который исчез, нужно проводить научные исследования и осмысливать происшедшее. Когда пишется важная и серьезная книга, меньше всего нужно думать, что ее будут читать завтра. Она может быть и не будет читаться завтра, а будет востребована, когда придет время.
Для сравнения можно привести следующий пример: живет человек, и вдруг он уходит. И только тогда родные, да и окружающие начинают осознавать его потерю. Точно также и с Катастрофой! Нужно вначале осознать, что произошло! Тогда мы и осознаем масштаб Потери! А для этого нужен один путь - работа с новыми поколениями методом их просвещения, рассказов о правде - пусть, может, неприятной, некрасивой, но без прикрас.


- Отсюда вывод: тема Катастрофы должна всесторонне и на научной основе изучаться, и тогда будет результат?
- Именно так! Кого легче поднять на любое выступление против евреев? Темных, непросвещенных! Так было всегда и везде… Как и где говорить о Катастрофе, ее масштабах и последствиях? На семейном уровне! Но этого недостаточно! Нужен государственный подход и государственная программа. Нужны новые учебники и новый подход к изучению Катастрофы.


-Тема Катастрофы важна в наши дни?
- Безусловно. Все, что произошло с евреями в годы второй мировой войны – это репетиция для других народов. Стоит забыть уроки прошлого и все повторяется. Каждое новое поколение людей, вступающих в жизнь проходит свой «ликбез». Я вам скажу мысль, которая не нова. Просто ее не… принимают. Вы думаете, в Катастрофе виноваты одни нацисты? Отнюдь нет! В Катастрофе евреев и исчезновении миллионов наших соплеменников виноваты все народы мира. Не согласны? Объясню!
Какая была главная цель нацистов, когда они пришли к власти в 1933 году? Нацисты тренировались на евреях. Устроили погромы во время «Хрустальной ночи» в 1933 году. Мир… смолчал. Что вначале хотели фашисты? Юденфрай - страну без евреев. Чтобы их рядом не было. Вначале забрали все имущество. Потом дали срок :до 15 октября 1941 года с территории Рейха при наличии иностранной визы, можно было отправиться на все четыре стороны, имея при себе чемодан в 20 кг. Кстати, эта аналогия вам ни о чем не говорит? Когда начался массовый исход из СССР в 1989 г., тоже разрешалось на одного отъезжающего брать чемодан, вес которого не превышал 20 килограммов.
Итак, когда Гитлер увидел, что евреев никто не хочет – ни Америка, ни европейские страны, он понял: их можно убивать. После 15 октября 1941 г. пошли эшелоны немецких евреев в Минск, Ригу, где их ждали расстрельные команды. А из Белоруссии никуда не нужно было вывозить. Зачем? От кого прятаться?..
Немецких евреев убивали вместе с белорусскими в Тростянецком лагере смерти, а в Латвии - в Саласпилсском концлагере. Но не все немцы были… фашистами. И понимая это, нацисты не убивали немецких евреев на глазах соседей, а увозили их на Восток. Были уверены, что здесь не только никто им не помешает убивать, но даже будут… помогать.


- Так и произошло?
- В Польше, Прибалтике, Белоруссии загоняли евреев в гетто, концлагеря. В одной стране было больше ретивых помощников, в другой, как в Белоруссии, меньше, но Катастрофа… продолжалась. Солдаты вермахта, находясь на фронте, думали, что воюют за «Великую Германию» против большевистского засилья. От них тщательно скрывали факты повсеместного уничтожения евреев. Для этой цели подбирали уголовников, людей с темным прошлым, промывали им мозги, мол, вам выпала миссия быть санитарами земли, уничтожать на ней «недочеловеков», к которым относили евреев, цыган и других народов. Это так называемые , айнзацкоманды. Но даже самые отъявленные убийцы иногда прозревали, сходили с ума…


- Доктор Смиловицкий! Давайте подытожим наше интервью. Каковы последствия Катастрофы?
- На этот вопрос очень тяжело отвечать… Нет ни одной еврейской семьи, которая не потеряла бы своих родных и близких, будь то на оккупированной территории, в эвакуации или на фронтах Великой отечественной войны, в партизанских отрядах … собственно, в моей и Вашей то же самое, разве не так? Вы говорите, в вашей семье уничтожено 13 Златкиных? Только в гетто Речицы Гомельской области погибло 17 Смиловицких. Я обнаружил об этом сведения, собранные ЧГК СССР в 1944 г. в архиве Яд Вашем в 1994 г., 50 лет спустя.
Мы не вечны, жизнь человека конечна, это все знают. Идет смена поколений. Но трагедия Холокоста заключается в том, что жизнь целого народа была прервана насильственно. Поколения людей никого после себя не оставили, нарушилась преемственность. 800 тыс. евреев Беларуси из одного миллиона в 1941 г. (вместе с еврейскими беженцами из Польши 1939 г.) – это 10 % населения республики. Сотни тысяч семей словно деревья, были вырезаны под корень. Трагедия была усугублена тем, что советские власти, опасаясь ответственности за то, что они допустили подобную трагедию, предпочли игнорировать Холокост. Мол, всех убивали, почему нужно выделять евреев, это не патриотично и не интернационально. Собственно, мы об этом уже говорили. Напомним только, что история советского общества не предусматривала альтернативы. В Москве понимали, что к ответу советских историков призывать некому, поэтому научная истина не интересовала.


- Поэтому мы с вами здесь, в Израиле…
- Не только мы с Вами. Более миллиона бывших советских евреев уехали в Израиль, а сколько в другие страны? Если государство не могло защитить своих граждан во время войны, если продолжало гонения после ее окончания, то у евреев не оставалось выбора. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - помните, из какой это книги? Ильф и Петров думали, что шутят, а оказалось?


- Леонид, Вы приоткрыли занавесу тайны, поделились своим видением Катастрофы. Свою задачу выполнили? Книгу написали и выпустили? Мечта достигнута?
- Есть у меня мечта! Чтобы темой Катастрофы интересовались не только историки из Израиля, но и других стран. Чтобы мы объединили наши усилия. Чтобы эта тема никогда не исчезала и не пропадала… Чтобы тему Катастрофы обсуждали и обосновывали на альтернативной основе. И это самое лучшее!
Чтобы белорусские историки высказывали на нее одну точку зрения, а польские - вторую, израильские – третью, германские – четвертую, американские - пятую. Нет исторической науки - американской или израильской, белорусской … Она или есть, или ее нет! Катастрофа ведь тоже была одна на все страны Европы…
Я мечтаю, что доживу, когда в современной Беларуси появятся государственные Еврейский музей, Музей Катастрофы евреев Беларуси, Музей Минского гетто. Будет выходить научный журнал, посвященного геноциду евреев Беларуси, издана Энциклопедия истории Холокоста в Беларуси, Энциклопедии праведников мира, уроженцев Беларуси. Будет принята государственная программа отражения тематики гетто в краеведческих музеях страны и т. д. (слабые попытки восполнить этот пробел в новом Белорусском Государственном музее истории Великой Отечественной войны, нельзя принимать в расчет). История Холокоста станет изучаться во всех без исключения учебных заведениях республики. Будут исследованы отличительные особенности трагедии евреев Беларуси. Дан ответ на вопрос, как повлиял Холокост на демографическое, экономическое, научное и культурное развитие страны в послевоенный период? Насколько эхо Холокоста до сих пор ощущается по тем направлениям, которые не устранены за счет людских ресурсов, интеллектуального и экологического потенциала Беларуси? Обо всем этом пора сказать в полный голос с официальной трибуны, поскольку в условиях современной Беларуси позиция государства необыкновенно важна.


- Доктор Смиловицкий , большое Вам спасибо за интервью. На мой взгляд, в нем мы подняли очень важные темы для понимания значения Холокоста в наше время и в будущем. Успехов Вам в научной и просветительской деятельности, новых открытий в еврейской историй!

Интервью провел член Союза писателей Израиля , Ефим Златкин,


На фото: Доктор исторических наук Леонид Смиловицкий .


 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

 НАШ АДРЕС:

Ашдод, Рогозин 3, оф. 12

yafim31@gotec.co.il

Тел: 077-7525143

Сот: 050-5384088

972-50-5384088

0505384088 - Ашдод, Ган-Явне,

и др. города

054-2454662 - Ашкелон

Пришлите Ваши данные и мы с Вами свяжемся
Имя:
email:
Телефон:
Тема:
Код:
Виды Израиля
Израиль в фотографиях
Andres Danilov - Создание сайтов и SEO-оптимизация
Многоязычные сайты визитки в Израиле

НАШ АДРЕС: Ашдод, Рогозин 3, оф. 12, Тел: 077-7525143, Сот: 050-5384088, 972-50-5384088